Лидерство и руководство - термины, которые часто используются как синонимы, будто бы описывающие одно и то же явление в бизнесе. И все же, разница между этими двумя понятиями в современной строительной организации крайне большая.
Опыт показывает, что иногда на предприятии лидерство и руководство могут входить в полнейший резонанс друг с другом, ставя фирму на грань выживания. Вдумайтесь, подавляющее большинство организаций сегодня богаты на менеджеров и совершенно бедны на настоящих лидеров, способных не просто выполнять озвученные кем-то руководства к действию, а служить их вдохновителями и проводниками.
Почему же это такая проблема? Чтобы ответить на данный вопрос, мы сначала должны понять основные различия между терминами «лидерство» и «руководство».
У многих руководителей в их разум крепко въелось определение, что главным качеством хорошего менеджера является его опыт работы. То есть при приеме на работу руководитель часто отталкивается от того, сколько и где проработал менеджер до прихода к нему. Есть ли у него опыт общения с клиентами, опыт работы в определенных сферах бизнеса, опыт умения «выкручиваться» из различных ситуаций. Им кажется, что только умудренный, имеющий конкретные навыки менеджер, способен работать в условиях «темных вод» нашей быстро меняющейся, кризисной экономики.
Но теперь задумайтесь о том, что каждый конкретный опыт менеджер получал в той организации, в которой работал. Попросту говоря, он привыкал и приспосабливался к тем условиям, которые ему диктовало предыдущее руководство. И значит, у него был какой-то лидер, который управлял его действиями, и благодаря которому менеджер приобретал свой опыт.
И здесь стоит понимать простые закономерности. Клиент компании удовлетворен только тогда, когда он доволен сервисом компании и общением с ее менеджером. Когда менеджер организовывает производственный процесс таким образом, чтобы клиент получил услуги спецтехники с максимальной для себя выгодой, скоростью и удобством. Но менеджер в работе всегда будет действовать, отталкиваясь от правил своего сегодняшнего руководства. И ориентироваться будет всегда на лидеров своей компании. И вот тут встает главный вопрос: а всегда ли люди, занимающие руководящие посты в компании, на деле являются настоящими лидерами?
Понимаете, быть лидером – это значит иметь у себя в характере такие качественные характеристики, благодаря которым другие люди хотят на вас равняться и следовать за вами. Ни одна руководящая должность не делает человека лидером, ибо лидерские качества даются от рождения и затем тяжело воспитываются.
И вот здесь мы и возвращаемся к проблеме, с которой начали: разница между лидерством и руководством огромна, ибо каждое из этих действий, в конечном итоге, приносит разные плоды. Все просто, это включаются наши внутренние механизмы психологии. На самом деле обычный человек, рядовой сотрудник хочет не просто видеть, что он сделал какую-то работу хорошо. Он хочет, чтобы ему это удалось лучше других! То есть мы хотим, чтобы нас не просто мотивировали, а вдохновляли на свершения, выделяли, делали особенными среди прочих. Ведь каждый из нас чувствует себя особенным. Вот в этом и разница: просто руководство только мотивирует, а вот лидерство вдохновляет.
Давайте вспомним исторические примеры. Что такое компания «Ford», «Microsoft», печально известная «МММ»? Это, прежде всего, их лидеры: Генри Форд, Билл Гейтс, Сергей Мавроди. Именно они смогли повести за собой людей, вдохновить их. Вам кажется, что Сергей Мавроди закончил плохо? Но вы-то его знаете, а миллионы обычных руководителей остаются для вас неизвестны. Разумеется, каждый свои таланты направляет в то русло, которое считает нужным. У кого-то оно со знаком плюс, у кого-то со знаком минус. Но отрицать факт того, что вышеупомянутые люди являлись лидерами, и умели вдохновлять людей, невозможно. Эффективность бизнеса всегда «именная», то есть связана с какими-то конкретными личностями.
Талантливые сотрудники сегодня могут не иметь руководящих должностей и «бешеных» денег, но это то, чего они жаждут и постараются добиться. Настоящий лидер не станет препятствовать росту своих сотрудников. Он не будет завидовать, бояться, давить, дабы «загасить» таланты своего подчиненного. Он будет способствовать их проявлению. Ибо, кто знает, быть может, завтра именно благодаря этим талантам его бизнес станет узнаваемым и успешным.
Сегодня, в 21-ом веке, на фоне того, что творится в нашей стране, наступили беспрецедентные времена, когда некоторые компании будут просто выживать, а другие благодаря своим лидерам найдут «новые рельсы», которые смогут обеспечить им процветание в будущем. Обычное руководство поддерживает уже давно выбранное направление компании, но оно не может его изменить. Чтобы отвечать на запросы быстро меняющегося строительного рынка Украины, сейчас необходимо дать возможность простым сотрудникам двигаться в новом направлении, искать иные пути и варианты. И это требует лидерства на всех уровнях компании.
Просто остановитесь на мгновение и дайте честную оценку вашему бизнесу, и начните, прежде всего, с себя. Какую часть вашего времени вы тратите на изучение новостей отрасли и новых тенденций, происходящих в стране и за ее рубежом? Если вы просто работаете «по накатанной», боитесь что-то изменить, забились в угол и пережидаете, то, простите, но значит вы не лидер. Сейчас наступили времена, когда пора стать к себе и к тому, что вы делаете, безжалостно честным. Если же вы хотите что-то изменить, то ищите новое. Новые решения, новые оценки, новые варианты. Не приспосабливайтесь, а приспосабливайте. Часто ли вы общаетесь со своими коллегами и конкурентами? Задаетесь ли вопросом, что можно изменить к лучшему? Ваша готовность тратить время на оценку того, каков ваш бизнес – просто управляемый или он движется за лидерами, может в скором времени принести дивиденды. Становитесь лидером на своем месте – жизнь любит смелых и умных.