Мы уже рассказывали вам о печальной судьбе киевского завода спецтехники «АТЕК» («Красный экскаватор»), который на сегодняшний момент полностью умер.
Но, кажется, сейчас похожая ситуация наблюдается на известном на всю Украину Харьковском тракторном заводе, который еще до последнего времени (ХТЗ образован в 1930 году) старался удержаться на плаву, выпуская колесные и гусеничные тракторы, а также различную дорожную спецтехнику.
Еще в 2015 году с конвейера завода сошло около 1600 спецмашин, и предприятие даже участвовало в выставке АГРО-2015, выставив на обозрение публики свою продукцию. Но, уже в 2016 году эксперты стали прогнозировать падение производства и продаж предприятия, главным образом, по причине невозможности ее реализации в Россию. И запланированный выпуск 2500 единиц техники для завода начал приобретать форму несбыточной мечты.
Продукция ХТЗ
Однако, в марте 2016 года на ХТЗ начала разворачиваться странная ситуация - по решению наблюдательного совета предприятия на должность его генерального директора был назначен Андрей Анатольевич Коваль, который руководил предприятием в период 2006-2007 годов. Каким образом проводился отбор кандидатов на эту должность, широкой общественности неизвестно. Но, на тот момент все специалисты надеялись, что вновь назначенный руководитель постарается вывести ХТЗ на новый уровень, ведь уже тогда завод ходил в должниках, и имел перед государством колоссальные долги в сумме более 600 млн. гривен.
Андрей Анатольевич Коваль
Основной частью этого долга в размере 400 млн. гривен являлся международный кредит, взятый предприятием под гарантии государства. Еще 40 млн. гривен ХТЗ должен был Пенсионному фонду. Имелись и долги по налогу на землю. И 12 апреля Высший административный суд вынес вердикт, по которому ХТЗ должен был вернуть все задолженности.
История с ХТЗ разворачивалась очень быстро, и 27 апреля стало известно, что контрольный пакет акций завода приобрел владелец группы компаний DCH Александр Ярославский. И эта продажа по непроверенным слухам, якобы, объяснялась давлением на предприятие со стороны СБУ. Дескать, предыдущие владельцы Харьковского тракторного завода имели планы вывезти дорогостоящее уникальное оборудование ХТЗ, а также его конструкторскую документацию на территорию России, в связи с чем имущество завода было арестовано.
19 мая 2016 года тучи вокруг ХТЗ стали сгущаться - СБУ объявило об открытии в отношении вновь назначенного Андрея Коваля уголовного производства, выдвинув ему обвинение по статьям 14 и 113 УК Украины (подозрение в подготовке к диверсии):
- демонтаж и вывоз оборудования литейных цехов, в результате чего может произойти их полное уничтожение, нарушение целостности технологического процесса, зависимость производства от других стран;
- копирование и передача части конструкторской документации, в результате чего будет невозможно выполнять дальнейшие работы;
- сокращение работников, которое может привести к техногенным авариям, повреждение предприятия, его остановка и невозможность выпуска продукции.
На тот момент суд выдал разрешение на задержание и арест Коваля, а СБУ объявило его в розыск. При этом, сам Коваль еще 30 апреля 2016 года в интервью подчеркивал, что вывезти высокотехнологичное оборудование завода с территории Украины «просто глупость», а сокращения персонала связаны с оптимизацией производственного процесса. Он считал, что предприятие содержит слишком много сотрудников, и планировал их количество сократить до 180 человек.
6 июня ПАО "Харьковский тракторный завод" неожиданно прокомментировало данное обвинение СБУ, фактически заявив, что завод является частной собственностью, не выполняет оборонных заказов и его руководство вольно делать с имуществом предприятия все, что пожелает. "Предприятие распоряжается принадлежащими ему активами так, как подсказывают экономическая целесообразность и законы рынка. Во времена СССР завод выпускал около 50000 единиц техники в год, а сегодня его цеха загружены лишь наполовину». Именно поэтому оборудование ХТЗ, а также документация на его продукцию может быть отдана куда угодно, и обвинения в "диверсии не имеют под собой оснований".
К этому моменту ХТЗ, у которого арестовали счета и имущество, был полностью парализован, а все его сотрудники (около 2500 человек), которым так и не выплатили задолженность по зарплате за три месяца, отправлены в отпуска.
И 7 июня на сайте компании появилось заявление (на данный момент вся информация об этих событиях удалена с официального сайта завода), что "Предприятие вынужденно обратиться к процедуре досудебной санации как к единственно возможному пути выхода из искусственно созданного кризиса. Кроме того, завод будет инициировать создание специальной следственной комиссии Верховной Рады. По факту публичных необоснованных обвинений в адрес генерального директора ХТЗ мы будем обращаться в судебные инстанции на основании практики Европейского суда по правам человека".
И все, что на сегодня ясно, так это то, что ХТЗ стоит. Производство остановлено, заказы на выпуск спецтехники не выполняются и сервисное обслуживание (ХТЗ только на территории Украины имеет 103 сервисных центра) проводится крайне затруднительно.
Кто прав, а кто виноват в этой истории, покажет время. Точно понятно, что сейчас тысячи людей в Харькове и не только потеряли рабочие места. Украина лишилась (будем надеяться, что временно) еще одного крупного производителя спецтехники. А скандал вокруг ХТЗ пока не утихает.
Остается питать надежды, что правоохранительные органы Украины справедливо и быстро разберутся в данной ситуации, не позволив предприятию умереть. Ведь если «разбор полетов» затянется, а конструкторская документация и оборудование завода и вправду попадут в руки «не тех людей», ХТЗ будет сложно восстановить и так не очень завидные позиции на рынке тяжелого оборудования.