Сегодня, к столетию триумфального появления 15 сентября 1916 года на поле боя первого танка, мы расскажем вам несколько любопытных и малоизвестных фактов об истории изобретения этой боевой машины.
Известно, что создателями бронированной гусеничной техники являются англичане, однако, на самом деле, первым, кому пришла в голову идея построения танка, был француз, выпускник Политехнического института и капитан 6-го артиллерийского батальона Леон Левавассо, который нарисовал первый танк еще в 1903 году. Свою разработку обшитой броней гусеничной машины с установленным на ней 75-миллиметровым орудием, он назвал самодвижущейся пушкой, и его изобретение опережало научно-технический прогресс того времени.
Танк Левавассо
Ведь, по факту, в 1903 году еще не существовало тракторов на гусеничном ходу. Только спустя год, в 1904 году, Бенджамин Холт подаст патент на изготовление и применение гусеничного трека.
Сам Левавассо свои гусеницы называл шарнирными колесами, в 1905 году он подал документы об изобретении самоходной пушки в Технический комитет французской артиллерии. Однако, тогда военные чиновники очень скептично отнеслись к его проекту, засомневавшись в действенности этой странной машины. Их вердикт был сухим и жестоким: «самоходная пушка месье Левавассо не сможет двигаться на таких колесах; ее пробьют осколки и пули; а пушка не сможет быть наведена в нужное направление».
На самом деле, в то время французская армия вообще не испытывала потребности в подобных машинах. Тогда никто еще не знал, что Европа стоит на пороге Первой мировой войны. «Проект Левавассо» будет полностью отвергнут 13 августа 1908 года, но его идею, оказывается, подхватят британцы.
Первый в мире танк по прозвищу Маленький Вилли сошел с конвейера в Англии 6 сентября 1915 года.
Это новейшее самоходное орудие изобреталось британцами для выхода из тупиковой военной ситуации, сложившейся к тому времени на Западном фронте. Его разработка началась еще в 1914 году, а заведовали ею британский полковник по имени Эрнест Суинтон и военный инженер Уильям Ханки. По их мнению, британская армия нуждалась в бронетранспортере на гусеничном ходу, который мог бы прорываться через вражеские заграждения и окопы, расчищая собой территорию.
Эти новаторы обратились со своей идеей к министру британского флота - Уинстону Черчиллю, который практически сразу проникся мыслью о создании «сухопутной лодки», и организовал военный комитет под названием «Landships» («Земляные корабли»). А для того, чтобы сохранить эту идею в тайне от врагов, создаваемую машину называли «цистерной для доставки воды войскам» (по-английски ее называли просто tank – бак, резервуар). Новую военную технику погружали в специально склоченные деревянные ящики, на которых писали слово tank. Так за танком закрепилось его название.
Маленький Вилли
На самом деле, построенный Маленький Вилли был очень далек от совершенства. Его создали на базе сельскохозяйственного трактора Bullok буквально за 40 дней, оснастив 37-мм пушкой Максим-Норденфельдта (у нас эту пушку называют просто Максим).
Но в процессе испытаний ( в которых, кстати, лично учувствовал Уинстон Черчилль) оказалось, что Маленький Вилли из-за своих коротких гусениц не может преодолевать 4-метровые окопы, после чего было решено модернизировать технику, придав шасси необычную ромбовидную форму. Так на свет появился танк Большой Вилли (официально танк назывался Mark I).
Большой Вилли
Забавно, но очень скоро большие вилли приобрели два пола – женский и мужской. У «самцов» имелось две 57-мм пушки с дальностью стрельбы 1800 м и скорострельностью 15-20 выстрелов в минуту. «Самки» же пушек не имели, а вооружались шестью пулеметами "Виккерс". За все время женских и мужских вариантов Большого Вилли было создано по 75 штук.
Первыми операторами танка, которых тогда еще не звали танкистами, становились обыкновенные солдаты из разных частей британской армии. Садясь в громоздкие, 29-тонные махины, они и понятия не имели чего ожидать от танка.
Большой Вилли на поле боя
А ведь тогда эта техника представляла собой опасность не только для врагов, но и для самих ее операторов.
В кабине у первых танков было много движущихся частей и горячих труб. Солдатам, чтобы не пораниться и не обжечься, приходилось передвигаться внутри с особенной осторожностью. Да и броня, окружающая танк, крошилась от выстрелов, иногда смертельно раня своих «пассажиров». Чуть позже, чтобы защитить от осколков хотя бы лицо, глаза и голову, танкисты придумают надевать перед боем специальные защитные маски.
Маска, которую солдатам приходилось надевать перед боем
А вот так размещался внутри экипаж танка Mark I
Ко всему прочему, первые танки, оснащенные двигателями мощностью как у современных малолитражек, и умеющие развивать скорость не более 4-5 км/ч, были настолько медлительны и неповоротливы, что солдаты, сидящие внутри, называли себя со смехом «курицами на насесте». Эти военные машины застревали в окопах, перегревались и быстро выходили из строя, но они внушали настоящий ужас противнику.
Появляясь на поле боя, они сеяли панику среди немецких солдат, разрушая их стройную линию. Когда английские танки начинали идти вперед, испуганные немцы бросали все, что до этого держали в руках и покидали поле боя. Они называли их стальными зверями и монстрами, и, в конечном счете, танки изменили лицо войны 20-го века.
О настоящей танковой войне заговорят лишь в 1919 году, а первые свои танки Германия начнет строить тайно только в 1926-ом.
Самой крупной танковой битвой считается битва на Курской дуге в 1943 году. В ней всего участвовало около 23000 танков.
К концу Второй мировой войны у Англии всего будет построено более 30000 танков, у Соединенных Штатов Америки - 90000, у Советского Союза - 105000, у Япония – всего 2500, а у Германии – 62000 танков.