Американская дорожно-строительная компания «Integrated Roadways» изобрела и уже получила от городских властей города Канзас-Сити разрешение на создание необычного дорожного покрытия Smart Pavement, внутри оснащенного сенсорными датчиками, телефонными и интернет-кабелями. Свою идею установки в городах подобного покрытия компания подала на рассмотрение властям еще в 2012 году, и вот недавно получила разрешение на строительство 2,5-километрового экспериментального участка дороги, который должен продемонстрировать свою эффективность.
По мнению разработчиков, в наши дни дороги пора оснащать умными технологиями, способными предоставлять дорожным службам полезную информацию, а автомобилям и их владельцам – «раздавать» интернет и восполнять энергию. Датчики могут собирать данные о количестве, скорости и весе транспортных средств, проезжающих по дороге. Эта статистика даст возможность моделировать установку дорожных знаков, ограничения скоростных и весовых режимов, что позволит наилучшим образом корректировать движение на том или ином участке дороги.
Также, в такое дорожное покрытие можно будет сразу прокладывать различные коммуникации, тем самым, не проводя для этого дорогостоящих землеройных работ. А в будущем в него можно устанавливать системы устройств, способных подзаряжать электромобили прямо в пути. Такие дороги, по мнению специалистов «Integrated Roadways», смогут быть самоокупаемыми, и потребуют меньшего технического обслуживания. По сути, они станут единым целым с умным транспортом и умными городами будущего.
Разработанная технология дороги Smart Pavement – это сборные модульные бетонные секции, внутри которых есть небольшие пустоты.
- Комбинированный порт доступа
- Сеть сенсоров
- Роутер
- Соединительные (стыковые) стержни.
В этих пустотах в заводских условиях прокладываются оптоволоконные кабели, устанавливаются антенны, чувствительные датчики, маршрутизаторы и процессоры. Также, как сенсорный экран смартфона или планшета реагирует на прикосновение пальца, датчики, установленные в покрытие, реагируют на автомобильные шины, «чувствуя» вес и скорость каждого проезжающего транспортного средства. И, помимо того, что система Smart Pavement обеспечит связь с автомобилями, она будет соединена также с компьютерными системами дорожных служб и города в целом. Фактически такое дорожное покрытие станет цифровой транспортной магистралью.
Технология установки модульной системы Smart Pavement, по словам разработчиков, позволяет легко добавлять, снимать и обслуживать «умные» бетонные плиты. Также заявляется, что срок годности таких секций в 4 раза больше обычного дорожного покрытия, его на 95% быстрее и легче устанавливать, а сама укладка таких плит обходится на 80% дешевле.
Самоокупаемость дорог с таким покрытием может быть достигнута за счет подписания соглашений с поставщиками различных услуг. Например, операторы мобильной связи таким образом смогут получить более доступный способ построения общенациональной сети 4G и 5G. А в будущем такое покрытие можно дополнительно оснастить функциями зарядки электрокаров и способностью растапливать снег и лед.