Крупнейшая в мире нидерландская компания Mammoet, специализирующаяся на тяжелых подъемных операциях, та самая, которая организовывала перемещение укрытия разрушенного саркофага четвертого энергоблока ЧАЭС, разработала и построила два необычных, первых в мире «скалолазных» крана для обслуживания ветротурбин. Эти краны модели WTM 100 и WTA 250 не похожи на своих традиционных собратьев, прежде всего тем, что работают они, используя в качестве точки опоры не землю, а саму мачту ветрогенератора, взбираясь по ней, словно заправские скалолазы.
Такая концепция подъемного устройства не ограничивает высоту подъема груза, и позволяет осуществлять доставку необходимых компонентов ветротурбин на высоту, с которой на сегодняшний день не может справиться ни один обычный кран. Промышленная ветроэнергетика с каждым днем наращивает свои масштабы, а создаваемые ею турбины становятся все выше и выше, перегоняя способности традиционных подъемных кранов. Их монтаж и обслуживание требует особых устройств, и машины WTM 100 и WTA 250 призваны эту проблему решить.
Монтажный кран WTA 250
Этот кран грузоподъемностью 250 тонн, разрабатывался компанией Mammoet в сотрудничестве с голландской инженерной фирмой Mecal, занимающейся проектированием ветровых турбин. Первоначально данный подъемный агрегат крепится к направляющей, которая проходит вдоль нижней части турбины. Чтобы подняться выше, он как бы подтягивает вверх свою нижнюю секцию, используя башню турбины в качестве опоры.
Как только поднятая секция закрепляется на мачте с помощью специальных крепежных колец, кран может вытолкнуть наверх следующую секцию, так карабкаясь ввысь до бесконечности. Таким образом, максимальная высота подъема грузов этим краном является неограниченной. После того, как монтаж ветряка закончен, кран с него можно либо снять, либо оставить для проведения дальнейшего техобслуживания ветрогенератора.
Кран для обслуживания ветротурбин WTM 100
Эта модель крана грузоподъемностью 100 тонн работает по аналогичному принципу, однако он оснащен особой крепежной системой «механических когтей», которые крепко удерживают кран на месте для большой стабильности.
Оба подъемных устройства в сложенном состоянии имеют очень компактные габариты и умещаются на два стандартных грузовых прицепа. Этот момент позволяет проводить их доставку на требуемое место дислокации в сжатые сроки. Но, что самое важное – теперь с помощью этих «скалолазных» кранов устраняются высотные ограничения по строительству ветротурбин, а их сборка и обслуживание становится процессом быстрым и экономичным.
Кроме того, эти подъемные устройства очень безопасны – в отличие от традиционных башенных и автомобильных подъемных кранов, они не опрокинутся под действием перегруза или сильного ветра. Также им не потребуется и рабочее пространство на земле под турбиной.