Ученые из NASA изобрели не пневматическую покрышку, которую невозможно ни при каких условиях проколоть и спустить.
Пробитое и спущенное колесо где-то на трассе, посередине «нигде», может кого-угодно если не привести в бешенство, то минимум сильно расстроить. Но, знаете, что может быть хуже этого? Прокол колеса на Марсе, в месте, находящемся в 8 851 392 055 км от ближайшего эвакуатора или авторемонтной мастерской.
Понимая это, NASA на протяжении почти года пыталась создать шину, которую невозможно проколоть, и в итоге, сумела-таки разработать абсолютно революционный дизайн невероятно прочных покрышек, которые сгибаются во всех направлениях, и которым можно придать любую форму, после чего шина возвращает себе первоначальный вид.
Разумеется, эти шины, получившие название SMA Spring Tire, создавались не для простых автомобилей, а для установки на марсианские и лунные аппараты следующего поколения. Но, кто сейчас может гарантировать, что в скором времени данные технологии не перекочуют и в обычную земную жизнь? Ведь, как известно, многие изобретения, которыми мы сейчас пользуемся в быту, изначально создавались для космической отрасли.
Новая версия шин для марсоходов и луноходов весит менее 9 кг, но может выдерживать нагрузку в 75 кг и экстремальные температуры. Выполнена она из особого стехиометрического сплава никель-титана (нитинола) с большим пределом текучести, который придает покрышке способность возвращаться к исходной форме после значительной деформации.
Ученые-инженеры и раньше пытались создать покрышку из различных пружинных сплавов, ведь они демонстрирует отличные технические характеристики на всех видах местности - от твердых грунтов, до песка и снега. Но, использовали для этого обычно низколегированный сплав, у которого не очень большой срок службы – по истечению небольшого промежутка времени, такая сталь деформируется, сгибаясь, и в итоге, ломаясь.
А вот стехиометрический сплав никель-титана оказался малодеформируемым материалом, ибо его кристаллическая решетка при воздействии сил извне, не растягивается, а как бы перегруппировывается, и созданная из него шина обладает «памятью формы». То есть, подобная покрышка выдерживает внешнее напряжение в 30 раз большее, чем все остальные аналоги.
По словам создателей, эта не прокалываемая шина имеет три главных преимущества:
- сможет позволить космическим посадочным модулям исследовать такие районы планет, куда сейчас современные аппараты не рискуют заезжать;
- поскольку она не вязнет в грунте, то может выдерживать бОльшие полезные нагрузки при относительно небольшой собственной массе и размерах;
- и наконец, поскольку такие шины способны поглощать энергию удара на средних и высоких скоростях, они позволят развивать инопланетным транспортным средствам бОльшие скорости.
Сейчас шины SMA Spring Tire подвергаются серьезным испытаниям в условиях, имитирующих марсианские. Но, ученые уже установили, что такие покрышки прекрасно работают и на Земле.