Индийско-американская компания «American Engineering Group» разработала необычную шину, предназначенную для применения на военных автомобилях и спецтехнике, которой не страшны проколы. За данную разработку компания получила особую премию «Лучшая технология – 2017 года», которую ежегодно учреждает командование американских войск специального назначения USSOCOM (United States Special Operations Command).
Прокол автомобильной шины – это всегда проблема, но, когда это происходит во время проведения военных операций, подобная беда может обернуться угрозой человеческим жизням и потерей транспортного средства. На сегодняшний день броня неплохо справляется с защитой основных частей машин специального назначения, но ею нельзя снабдить колеса, которые до сих пор остаются ее уязвимым местом.
Но, компании «American Engineering Group» (AEG), кажется, удалось изобрести покрышку, которая может решить эту проблему. Данная уникальная шина, выполненная из нескольких слоев углепластика, и имеющая «нулевое давление», похоже, может выдерживать серьезные повреждения, не теряя при этом своих ходовых качеств.
Для справки: в данном случае понятие «нулевого давления», конечно, не обозначает вакуум. Это автомобильное понятие очень низкого давления в шине, при котором обычные покрышки не в состоянии выполнять свою функцию.
Грант в размере $1 млн. на изобретение данной технологии компания получила еще в 2014 году, а в мае этого года уже смогла продемонстрировать опытный образец. Основная цель проекта –создать покрышки для автомобилей специального назначения, которые будут способны выдерживать взрывы бомб и попадание пуль крупнокалиберного стрелкового оружия, а также при собственном малом весе смогут выдерживать крупногабаритную тяжелую технику.
На самом деле, на сегодняшний день уже существуют так называемые беспробойные шины с технологией Run-flat, способные даже при очень низком давлении некоторое время продолжать движение. Их отличительной особенностью является усиленная конструкция, в которой боковины изготовлены с использованием специального компонента, повышающего жесткость шины в случае потери давления. Но, у них присутствуют некоторые недостатки.
Эти покрышки настолько жесткие, плохо управляемые и ненадежные, что их применение на транспортном средстве обычно оборачивается рисками и неудобствами для водителя. Автомобили, снабженные шинами с технологией Run-flat, очень плохо чувствуют себя на бездорожье и некачественных покрытиях, имеют плохое сцепление, и требуют особой осторожности на поворотах и мокрой дороге.
Ключ к решению всех этих проблем, по мнению специалистов компании AEG, кроется в применении гибкого структурного базового обруча из углеродного волокна, который может внутри шины выполнять роль воздуха под давлением. Покрышка, сделанная из нескольких слоев таких углеводородных колец, будет способна выдерживать попадание шрапнели, осколков и даже пуль крупного калибра. Проведенные в 2017 году эксперименты показали, что такие шины сохраняют свои функциональные характеристики даже после попадания в них нескольких стрелковых боеприпасов.
При этом, прототип созданной шины, в отличие от покрышек Run-flat, умеет рассеивать тепловую энергию, обладает весом на 15% меньшим, чем используемые сейчас шины, гибкостью, хорошим сцеплением с дорогой, и обеспечивает плавную езду.
Новая покрышка AEG при полном отсутствии в ней давления может проехать еще минимум 480 км пути, выдерживая максимальную скорость до 80,5 км/ч. Данные способности шины демонстрировали на разных дорожных покрытиях (бетон, асфальт, гравий), при испытаниях на таких автомобилях, как ATV Polaris, Toyota Hilux и Toyota Land Cruiser.
Пока этот прототип находится в стадии доработки, а эксперты компании «American Engineering Group» пытаются найти лучшее сочетание металлических и полимерных материалов, дабы придать своей шине максимальную гибкость, управляемость и износостойкость. Поиск правильной комбинации и является их главной задачей, ведь использование мягких материалов наделяют шину гибкостью, но малой прочностью, а более твердые материалы обеспечивают стойкость, но и быстрое нагревание.
По требованию командования USSOCOM, чтобы такие шины могли начать устанавливаться на технику специального назначения, они должны быть недорогими в производстве, ремонтопригодными, и имеющими запас хода минимум 20000 км. Ожидается, что в конечном итоге, шина AEG будет иметь цену, меньшую, чем покрышки, которые устанавливают сейчас на военную технику.