Редакция ENKI предлагает материал о шарнирно-сочлененных самосвалах, который был опубликован в издании Equipment World (Мир оборудования).
Шарнирно-сочлененные самосвалы (ADT) из-за своей способности эффективно перемещать грунт по рабочей площадке, в настоящее время пользуются большим спросом. По заявлению дилеров, у них не получается создавать нормальных арендных парк данных машин из-за того, что клиенты моментально разбирают ADT для своих нужд, и находятся в поиске где еще взять машины.
Однако, как это не странно, высокотехнологический прогресс, наблюдающийся в других секторах строительной техники, слабо затрагивает шарнирно-сочлененные самосвалы, которые продолжают выполнять свою работу, и подрядчики продолжают использовать их.
«Другое оборудование имеет очевидное влияние технологии. С ADT это «Да, хорошо, у него есть полезная нагрузка», и разговор на этом заканчивается. С шарнирно-сочлененными самосвалами большая часть технологий находится за кадром», - Скотт Томас, специалист по применению продуктов Caterpillar.
Скотт Томас рассказал, что в ADT Caterpillar контроль тяги используется с 2011 года, шесть датчиков контролируют проскальзывание колес и соответственно регулируют крутящий момент. Cat также имеет контроль стабильности на всех моделях, кроме самой маленькой 725C2. Автоматическое замедление имеет несколько уровней и будет также включать рабочие тормоза, если требуется дополнительное торможение. Помощь при подъеме дает контроль кончиком пальца цикла выгрузки. Нажмите на переключатель при движении со скоростью менее 6,5 км/ч вперед или назад, и система переключится в нейтральное положение, включит рабочие тормоза для управляемого останова, увеличит обороты двигателя и поднимет грузовой кузов. Переключатель находится на джойстике рядом с контроллером коробки передач, чтобы свести к минимуму отвлечение оператора. Это так же просто, как поднять стеклоподъемник в пикапе.
Komatsu также предоставляет множество передовых технологий. Система контроля тяги Komatsu контролирует скорость вращения колес, автоматически включает и отключает рабочие тормоза на отдельных колесах, чтобы ограничить проскальзывание. Оператор может заблокировать межосевой дифференциал для разделения крутящего момента вперед/назад в соотношении 50/50. Режимы работы Power и Economy предоставляют, в зависимости от условий, либо мощность, либо эффективность. Аналогично, оператор может настроить логику передачи для запуска на первой или второй передаче переднего хода в соответствии с условиями.
Некоторые технологические достижения были небольшими, но устойчивыми, объясняет Марк Ши, консультант по продукции ADT, John Deere.
«Наша телематическая система, JDLink, полностью настроена, как есть, но все еще видит регулярные, постепенные улучшения. В основном это означает, что нужно чаще получать больше данных и делать больше с ними. Мы хотим предоставить нашим клиентам наилучшие данные, которые помогут им принимать решения и минимизировать время простоя», - Марк Ши, консультант по продукции ADT, John Deere.
Другая малозаметная технология включает мониторинг температуры осей и управление потоком для охлаждения только осей, которые в этом нуждаются, и охлаждающий вентилятор с гидравлическим приводом с возможностью реверса, отвечающей требованиям системы охлаждения.
Компания Bell развивает интеллектуальное рабочие места.
«Растет спрос на взаимосвязанное рабочее место, где машины взаимодействуют с централизованной точкой и, в конечном итоге, друг с другом. Развивающаяся область Интернета вещей (IoT) помогает продвигать как интерес, так и технологии», - Невилл Пейнтер, президент Bell Equipment North America.
По заявлению Пайнтера, способность следовать курсу GNSS без водителя, и нейтральная связь с брендом являются важными частями этого, но есть некоторые основы безопасности, которые должны быть на первом месте.
«Первый коммерческий практический шаг для операций Bell ADT в этом отношении находится в области систем обнаружения пешеходов (PDS) и систем предотвращения столкновений (CAS), где тормозная система грузовика активируется электронным способом в случае риска столкновения», - Невилл Пейнтер, президент Bell Equipment North America.
Одна проблема разработки тормозных систем для удовлетворения этих потребностей, не влияя на сертификацию систем ISO. Производители вложили много усилий в замедление и остановку ADT.
Грузовики Deere серии E поступили в продажу в 2012 году. Большие модели (370E, 410E и 460E), в которых используются мосты Deere, имеют встроенные тормоза. Модели 260E и 310E, в которых используются оси ZF, сохраняют подвесные тормоза. Все оси предлагают смазку под давлением наряду с системами охлаждения и индивидуальной фильтрации. Компания Deere выбрала замедлитель коробки передач, а не торможение двигателем. Дело в том, что замедлитель обеспечивает стабильную производительность на всех оборотах двигателя и может быть настроен на применение от 10% до 100% с шагом 10%. Нажатие на педаль тормоза автоматически включает 100% работу замедлителя, чтобы уменьшить износ рабочих тормозов. Управление спуском по склону бесступенчато и служит для поддержания скорости грузовика, когда оператора не использует педали тормоза и газа.
У Doosan DA30-5 была предустановка замедлителя, доступная через монитор с сенсорным экраном в кабине. Это было бы хорошо, если бы одна и та же предустановка подходила для всей рабочей площадке, но часто это не так. Поэтому Doosan переместил контроллер на джойстик, где оператор может легко изменить процент функции замедлителя в соответствии с изменениями условий. Предустановки остаются 25%, 50% и 75%.
Doosan также сократил количество тормозов. Компания использует уникальный тандемный дизайн задних колес. Каждое колесо раньше имело собственный тормоз. Теперь на одну тандемную колесную пару приходится один тормоз, поэтому у грузовика четыре тормоза вместо шести. Это обеспечивает простоту и некоторую экономию веса. Аарон Кляйнгартнер, менеджер по маркетингу Doosan, рассказал, что последовательность торможения следует такой схеме: сначала включается моторный тормоз, затем - замедлитель коробки передач, затем следуют служебные тормоза. Эта последовательность предназначена для лучшего баланса тормозных характеристик машины. DA30-5 также имеет такую же независимую переднюю подвеску, как DA40-5.
В то время как часть производителей большое внимание уделяет замедлителям трансмиссии, были также улучшены другие задачи трансмиссии, в частности управление грузовиком. Volvo перенесла свою технологию OptiShift со своих колесных погрузчиков на свои ADT от A25G до A45G. Технология OptiShift, популярная в течение многих лет на колесных погрузчиках Volvo, теперь доступна в этом ряду сочлененных самосвалов.
OptiShift обеспечивает быстрые, контролируемые и плавные изменения направления движения независимо от того, движется или останавливается грузовик. При перемещении рычага переключения передач в противоположном направлении движения грузовик автоматически замедляется, а акселератор работает как педаль тормоза. Если оператор больше нажимает на акселератор, грузовик замедляет скорость для изменения направления. Эта функция работает в обоих направлениях и особенно полезна при маневрировании во время погрузки и разгрузки, что приводит к сокращению времени цикла и меньшим усилиям оператора при смене направления.
Все шарнирно-сочлененные грузовики Bell имеют управление трансмиссией FuelSense 2.0 с переключением на основе уравнений.
«Как следует из названия, трансмиссия меняет точки переключения в зависимости от условий для улучшения производительности и повышения эффективности использования топлива», - Невилл Пейнтер, президент Bell Equipment North America.
Это похоже на концепцию постепенного переключения для максимизации экономии топлива, которая долгое время была инструментом для водителей на бездорожье Постепенное переключение, иногда называемое коротким переключением, представляет собой практику перехода на следующую высшую передачу, чтобы двигатель имел максимальный крутящий момент после переключения.
Terex Trucks, подразделение Volvo Construction Equipment, является глобальным игроком, базирующимся в Мазервелл, Шотландия. По словам Пола Дугласа, управляющего директора Terex Trucks, компания прекрасно настроена на мировой рынок, и отмечает, что на отдельных рынках могут быть различия, но некоторые функции нравятся всем клиентам, независимо от их местоположения.
Шарнирно-сочлененный самосвал TA300 компании был обновлен Terex Trucks в августе 2018 года, и среди улучшений появилась новая трансмиссия EP320 с восемью передними и четырьмя задними передачами, заменившая шесть передних и три задние передачи предыдущей модели. Улучшена управляемость, а топливная эффективность увеличена на 5%.
Роберт Франклин, директор по продажам и маркетингу Terex Trucks в Северной и Южной Америке, говорит, что большой ADT TA400, пользуется повышенным спросом из-за большого количества инфраструктурных проектов в Соединенных Штатах
Volvo также оптимизировала переключение передач с помощью Volvo Dynamic Drive, который реагирует, как на полезную нагрузку, так и на уклон. Система автоматически определяет, когда выбрать более высокую стартовую передачу или, когда переключиться раньше. Когда этого требуют условия, он будет удерживать передачу, обеспечивая максимальную тягу.
«Благодаря Dynamic Drive клиенты могут рассчитывать на повышение эффективности использования топлива на 3-10% в зависимости от модели», - Роб Палермо, менеджер по шарнирно-сочлененным самосвалам Volvo.
От новинок технологий переходим к комфорту операторов. Компания Doosan входит в число производителей, повышающих комфорт и удобство своих ADT. Кабина DA30-5 имеет более десятка новых функций, в том числе переработанную приборную панель с мягким на ощупь покрытием, новый монитор с большими индикаторами, которые легче читаются, электрические зеркала с регулируемой настройкой и больше пространства между педалями.
Скотт Томас рассказал, что компания Caterpillar провела конференцию в кабине, в которой дюжина опытных операторов со всего мира попробовала изменить дизайн, используя виртуальную реальность в реальном времени. В результате этой конференции и других исследований произошел ряд изменений. Раньше кабина имела смещение в 7,5 см влево от центральной линии грузовика, теперь она расположена точно в центре. Хранилище в кабине оснащено вентиляционным отверстием для вентиляции и кондиционирования воздуха, а также слегка наклонным полом, чтобы вещи не катались весь день. Панель доступа, которая содержит главный выключатель, соединения Jumpstart и другие компоненты, теперь также имеет переключатель пробуждения.
Несмотря на то, что грузовик можно запустить холодным, Cat рекомендует сначала включить переключатель пробуждения, чтобы различные компоненты компьютера могли инициализировать связь до запуска. Когда оператор садится в кабину, грузовик готов к запуску. Нажатие переключателя также освещает лестницу.
Марк Ши рассказал, что простые изменения могут иметь большое значение. Например, зоны ежедневного осмотра на ADT Deere освещаются и могут быть доступны с земли. Порты для испытания давлением сгруппированы и обеспечивают легкий доступ. Системы имеют цветовую кодировку. Масло, например, помечено желтым, поэтому щуп, заливная горловина и отверстие для контроля - все желтое.
Франк Найквист, менеджер по маркетингу продукции, Komatsu America, говорит, что операторы получают выгоду от таких стандартных функций, как сиденье оператора с подогревом, пневматическая подвеска, регулируемое демпфирование и поясничная поддержка, а также наклонное и телескопическое рулевое управление. Обслуживающий персонал ценит доступ, обеспечиваемый наклонной кабиной с гидравлическим приводом, и удобство электрического топливного насоса, который ускоряет замену топливного фильтра. Менеджеры автопарков получают пользу от стандартной телематики Komtrax и от Komatsu Care, которая покрывает плановое обслуживание до трех лет или 2000 часов, в зависимости от того, что наступит раньше.