Часть 5
Пожалуй, каждый, кто восхищался огромными размерами и мощОй современной строительной и карьерной спецтехники, хотя бы раз да задумывался «а если такой гигант попадет в аварию, что его сможет спасти?». И это не удивительно, ведь глядя на гигантские многотонные карьерные самосвалы или погрузчики, кажется, что на свете нет такой силы, которая могла бы их сдвинуть с места. Однако, невзирая на свои конструкции, созданные по нормам современной безопасности, любая техника остается всего лишь машиной, и значит, она ломается, попадает в аварии, выходит из строя и оказывается в затруднительных ситуациях.
Однажды задумавшись над этой проблемой, белорусские инженеры всемирно известного завода БелАЗ, приступили к ее решению и создали такую машину, рядом с которой любой грузовой автомобиль кажется крошечной букашкой.
Этим поистине титаном карьеров и дорог является тягач-буксировщик БелАЗ-74306.
При собственном эксплуатационном весе в 158 тонн, он способен буксировать за собой неисправные карьерные самосвалы и иную спецтехнику весом до 260 тонн, при этом свободно передвигаясь по любым технологическим дорогам и в любую, самую экстремальную погоду. Как настоящий муравей карьеров, этот супертяж способен тащить вес в 1,5 раза больший, нежели свой собственный, и в этом ему в первую очередь помогают полностью гидравлическое рулевое управление и невероятно сильное и огромное «сердце» машины – дизельный четырехтактный двигатель Cummins QSK 60-C мощностью 2300 л.с.(1715кВт).
Силовая установка
Двигатель Cummins QSK60-С был разработан и создан одним из крупнейших в мире производителей дизельных двигателей – американской корпорацией Cummins, специально для супертяжелой спецтехники, работающей в горно-промышленной отрасли. Он и сам по себе является очень габаритной силовой установкой длиною более 3 метров и весом почти 9 тонн. Имеет две независимые запускные системы, которые обеспечивают непрерывную работу генератора в автономном режиме. К тому же, 60-литровый QSK60-C оснащен вспомогательным воздушным клапаном для аварийных отключений. И, конечно же, как заявляет производитель, этот 16-цилиндровый двигатель отличается высокой надежностью, эффективностью, и что немаловажно – экономичностью. Кроме того, он соответствует требованиям по выбросу токсических веществ уровня Tier1.
Горюче-смазочные материалы и гидравлическая система
Впрочем, невзирая на то, что двигатель Cummins QSK60-С заявлен как очень экономичная силовая установка, все же для выполнения поставленных перед тягачом-буксировщиком задач, такой машине требуется немало горюче-смазочных материалов. Его топливный бак – это почти цистерна емкостью 2900 литров, система смазки двигателя нуждается в 240 литрах смазочных материалов, а гидросистема вмещает в себя почти 700 литров гидравлической жидкости. Так что, этот невероятно огромный мастодонт карьеров является довольно прожорливым «животным» и требует к себе внимания.
Габариты
Для того, чтобы тащить за собою самосвалы грузоподъемностью до 320 тонн, тягач-буксировщик БелАЗ-74306 должен и сам обладать немалыми размерами. Так, его высота 6,2 метра – это высота двухэтажного загородного дома, длина более 15 метров сравнима разве что с железнодорожным грузовым вагоном, а шириною 8,4 метра не может похвастаться ни одна спецмашина на пневмоходу. Такому гиганту чтобы развернуться, требуется 34-метровый диаметр поворота.
Шины
Поражают воображение и колеса тягача-буксировщика БелАЗ-74306 высотой почти в два человеческих роста. Шины на тягаче устанавливаются бескамерные, с карьерным диагональным рисунком протектора, и весят они каждая более 2 тонн. С конвейера буксировщики сходят обутые в шины белорусского производства, однако судя по откликам владельцев этих гигантов, БелАЗ-74306 лучше бегает на карьерных шинах французского производства Michelin.
Подъемное сцепное устройство
Ну и конечно стоит отдельно остановиться на главном рабочем органе тягача-буксировщика, цель которого – это вытаскивать из «болота огромных бегемотов». Сцепное устройство БелАЗ-74306 представляет собой массивный неподвижный кронштейн со съемными захватами, через который посредством штанг и двух гидроцилиндров движется подвижный кронштейн. Он имеет три положения и управляется с помощью электро-гидравлической системы непосредственно оператором машины из кабины или с помощью пульта дистанционного управления. Самая нижняя часть подвижного кронштейна опускается практически на землю, а его ход равняется 3 метрам.
Таким образом, тягач БелАЗ-74306 может буксировать карьерный самосвал, «хватаясь» либо за его переднюю часть, либо подсоединиться к системе опрокидывающего механизма самосвала, разумеется, первоначально освободив его от груза. При этом, на само сцепное подъемное устройство приходится невероятно огромное усилие: при нижнем захвате оно достигает 50 тонн, при верхнем – 92 тонны.
Кабина оператора
Ну, и несколько слов о водительском месте в БелАЗ-74306. Как утверждают производитель и владельцы, кабина этой гигантской машины является местом комфортным и безопасным. Она рассчитана на двух человек – водителя и пассажира. Оба сидения регулируются пневмоподвеской. В кабине установлена система климат-контроля и система фильтрации воздуха. Так что рабочее место водителя соответствует всем международным нормам, устанавливающим допустимый уровень концентрации вредных веществ и запыленности. Соответствует кабина и международным требованиям ROPS (предотвращение машины от опрокидывания) и FOPS (защита оператора от возможного падения грузов сверху).
И в заключении хотелось бы сказать, что такие тяжеловесы, как БелАЗ-74306 создаются исключительно по индивидуальному заказу. Сейчас их построено всего 5 штук и каждый обходится заказчику почти в полтора миллиона долларов. 3 машины трудятся где-то на российских рудниках, где добывают железистый кварцит, еще две – у нас, в Украине, на Первомайском карьере близ города Кривой Рог, где на свет извлекают железную руду.
Мастодонтты строительных площадок. Часть 1
Мастодонты строительных площадок. Часть 2