пт, 2016-12-23 12:43
Поделиться
Как козловой кран стал средством шпионажа

В наше неспокойное время разрушения моральных устоев и тотального недоверия даже спецтехника может стать яблоком раздора.

Удивительно, но история, о которой пойдет речь дальше, произошла вокруг обыкновенного 41-тонного контейнерного козлового крана, который то ли оказался не в том месте не в тот час, то ли будет объявлен гигантским устройством слежки и шпионажа.

Обороты эта ситуация начала набирать еще летом 2015 года, когда руководство литовской железной дороги (Lietuvos gelezinkeliai) решило приобрести для рабочих нужд парочку двухконсольных козловых кранов большой грузоподъемности на рельсовом ходу. 

Козловой кран

Как происходили поиски поставщиков такого продукта, пока точно неизвестно, однако, по какой-то неведомой причине, в конце концов, выбор пал на двух российских производителей – предприятие "Трансмашхолдинг» - крупнейшего в России производителя подвижного состава для рельсового транспорта, и калининградский "Балткран", который участвует в строительстве Керченского моста. В итоге вышло, что в обход всех санкций и решений балтийских стран полностью оказаться от российской продукции, на литовских железных дорогах появилась большая подъемная спецтехника, сделанная именно в России. А вышло это просто и банально – данные предприятия были мало того, что допущены к участию в тендере, так еще и выиграли его.

В июле 2016 года "Балткран" установил свой кран на интермодальном терминале железнодорожной станции города Шяштокай Лаздийского района Литвы  (эта станция находится на литовско-польской границе). 

Балткран установил козловой кран на ж/д станции в Литве

Причем, по условиям контракта, его стоимость составила более 1 млн. евро, и специалисты российского предприятия должны были постоянно осуществлять техническое обслуживание спецтехники. Но, в это же самое время, когда монтаж крана уже начал подходить к завершению, на станцию Шяштокай прибыли эшелоны с военной техникой НАТО, которая должна была участвовать в военных маневрах Saber Strike-2016.

Стоит понимать, что кран, который закупили литовские железные дороги, оснащен дистанционной системой управления, компьютером и четырьмя мощными наружными видеокамерами, которые, разумеется, могут записывать и транслировать все, что происходит вокруг них. И конечно, сей момент никак не мог понравиться военным, которые предположили, что таким образом российская разведка отслеживает в режиме реального времени перемещение натовских войск и осуществляет шпионаж.

Военная техника НАТО на железной дороге

В результате, военные специалисты НАТО начали производить сканирование крана и проверку его электрооборудования, сообщив об этой ситуации высшему руководству Литвы. Неожиданно стало понятно, что национальный Департамент Госбезопасности и Министерство обороны Литвы абсолютно ничего не знали о покупке ЛЖД спецтехники у России, на почве чего и возник скандал международного масштаба.

13 декабря агенты спецслужб пришли с обысками в ЛЖД, обнаружив  нарушение антироссийских санкций и связь руководства с заводом "Силовые Агрегаты - Группа ГАЗ", российским концерном "Трансмашхолдинг" и военно-промышленным концерном "Калашников". После вскрытия ситуации, Глава Минтранса Литвы Рокас Масюлис за один день уволил все правление железнодорожной компании Lietuvos geležinkeliai.

Конечно, сейчас эта история выглядит немного абсурдно. Россияне смеются над ней, крутят пальцем у виска и утверждают, что у литовских и натовских военных паранойя. С другой стороны, иметь сегодня российскую спецтехнику для обслуживания стратегически важного инфраструктурного объекта в стране-участнице НАТО, по меньшей мере странно.

И эта история, на наш взгляд, довольно наглядно показывает, стоит ли Украине, невзирая на сегодняшние украино-российские отношения продолжать поддерживать связи с предприятиями России. Ведь никогда не знаешь, чем все это может закончиться. 

Теги Краны

Комментарии