Постановлением № 869 от 21 октября 2015 года Кабинет Министров ввел новые ограничения веса транспортных средств, внеся поправки в пункт 22.5 Правил дорожного движения.
Так, отныне движение транспортных средств и их составов по дорогам общего пользования с нагрузкой на одиночную ось более 11 тонн, сдвоенных осей – 16 тонн, строенных осей – 22 тонны, а также самих транспортных средств фактической массой более 40 тонн, ЗАПРЕЩАЕТСЯ. Исключение распространяется лишь на контейнеровозы, передвигающиеся специально отведенными маршрутами, где дозволенная нагрузка может составлять 46 тонн.
Для справки
раньше п.22.5 Правил дорожного движения устанавливал такие ограничения по массе:
- разрешенным считался вес до 38 т (на установленных дорогах - до 40 т, для контейнеровозов - до 46 т),
- разрешенной нагрузкой считалось на одну ось - 11 т, на сдвоенные оси – до 16 т, на строенные оси - до 22 т (для контейнеровозов на одну ось - 11 т, сдвоенные оси - 18 т, строенные - 24 т).
Также новым Постановлением введен запрет на движение транспортных средств с нагрузкой на одну ось 7 тонн или фактической массой автомобиля 24 тонны по дорогам местного значения.
Дорога местного значения
Для справки
Согласно п.4 Постановления № 455 от 06.04.1998 автомобильными дорогами местного значения являются дороги:
- территориальные – это дороги, соединяющие административные центры и города местного значения, дороги, соединяющиеся с магистральными и региональными дорогами, аэропортами, морскими и речными портами, железнодорожными узлами, курортами, заповедниками, приграничными районами;
- районные – дороги, которые соединяют административные центры районов с сельскими населенными пунктами, железнодорожными узлами, заповедниками, аэропортами, морскими и речными портами, а также с дорогами общего пользования;
- сельские - дороги, которые соединяют между собою сельские населенные пункты и иные инфраструктурные и производственные объекты.
Все остальные автомобильные дороги являются дорогами общего пользования.
Дорога общего пользования
Введение подобных мер, по словам Главы департамента автотранспорта Министерства инфраструктуры Украины Романа Хмиля, обусловлено, прежде всего, катастрофическим состоянием дорог Украины, их разрушением крупнотоннажным транспортом и приведением украинского законодательства к международным европейским стандартам. Теперь, по словам чиновника, у перевозчиков отпадет возможность откупаться взятками при перегрузах, ибо Министерство инфраструктуры планирует установить на дорогах несколько сотен передвижных пунктов взвешивания, снабдив их мобильными весами. Также, начиная с 1 января 2016 года, запланировано, что к выполнению обязанностей приступят сотрудники новой транспортной инспекции «УкртрансБезпека», которая в своей деятельности будет использовать современные средства видеофиксации.
Однако, ужесточение подобных мер ставит перед водителями и перевозчиками ряд неразрешенных вопросов. В частности, как водителю понять на дороге какого значения он находится сейчас? Ведь на сегодняшний день наши дороги не оборудованы какими-либо пометками, проясняющими это положение. К тому же далеко не все производственные предприятия, с которых идет вывоз крупнотоннажного груза спецтехникой, имеют непосредственный выход на дороги общего пользования. Даже не все аэропорты, морские и речные порты имеют подобный выход. И что делать автоперевозчикам, если им приходится проезжать через населенные пункты, в которых существуют только дороги местного значения, а объездов не существует?
Эти все вопросы ставят перед компаниями-перевозчиками и водителями фактически неразрешимую проблему. И хотя в целом подобный закон призван защитить наши дороги, и без того разрушенные вечным отсутствием денег и общенациональным разгильдяйством, уже видно, что он является крайне сырым и недоработанным.