Похоже, человечество в своих технологиях все больше стремиться уйти от использования продуктов нефтепереработки. И это на самом деле замечательно, ибо запасы ископаемого топлива на планете конечны, и в один прекрасный момент мы можем потерять возможность производить многие необходимые материалы.
К примеру, возьмем такой нужный человечеству продукт, как асфальт. В его состав входит битум – смолоподобная производная нефти. И, кстати, в Украине битум уже сейчас является дорогостоящим веществом, в котором промышленность испытывает недостаток. Так что же делать?
Чтобы ответить на этот вопрос, многие исследователи по всему миру ищут способы для получения заменителя битума, при этом стремясь использовать только возобновляемые природные вещества. Последние исследования ученых из Нидерландов показывают, что на самом деле асфальт возможно создавать из…растений.
На ежегодном собрании Американского химического общества, исследователь Тед Слашек представил свое изобретение, в котором битум может быть заменен лигнином.
Лигнин – это вещество, которое делает стволы деревьев и стебли растений крепкими и при этом гибкими. Лигнин, добытый из морских водорослей, уже давно известен, как вещество, используемое в косметических красителях и пищевых добавках. Да и сами водоросли, из которых его добываю, создают почти треть всего органического углерода в биосфере земли. Однако, до сих пор потенциал этого вещества был весьма плохо изучен.
Слашек и его команда инженеров, используя особый способ обработки водорослей, добились создания черного, вязкого, гидрофобного вещества, который назвали биоасфальтом. По своим свойствам и характеристикам это вещество невероятно схоже с битумом и имеет очень высокую прочностную эффективность. Жидкий при температурах, превышающих 100 градусов по Цельсию, биоасфальт может быть использован в качестве минерального заполнителя, а его упругость и зернистая структура выдерживает очень высокие механические нагрузки.
Это новаторское решение предлагает новый возможный вариант создания дорожных покрытий, которые сейчас полностью зависят от наличия нефти. К тому же, выращивание водорослей не требует использования пахотных земель, что само по себе является очень выгодным решением.
Тем не менее, Слашеку и его команде предстоит еще потрудиться над созданным продуктом. Ибо, пока их открытие позволяет использовать лигнин только для строительстве дорожного полотна в теплых регионах. Под действием же низких температур смесь становится хрупкой, и значит, дорожное полотно будет со временем крошиться и разрушаться.
На сегодняшний день команда ученого в виде эксперимента планирует построить 100-метровую велосипедную дорожку, чтобы отследить поведение лигнина в условиях реальной эксплуатации.