Из всех землеройных машин бульдозеры являются особенно крупной и очень дорогостоящей спецтехникой, затраты на владение и эксплуатационные расходы которой могут крайне разниться.
В то время как начальная стоимость на большие бульдозеры является плюс-минус одинаковой у различных производителей, расходы на содержание этой техники у ее владельца могут варьироваться и зависеть от множества факторов. И если данные затраты вдруг превысят приносимую машиной прибыль, любой владелец задастся резонным вопросом: а рентабельна ли такая техника и нужна ли она мне?
Эта статья посвящена обсуждению наболевших вопросов эксплуатационных расходов на владение большим бульдозером. В ней мы постараемся порассуждать на тему, как их уменьшить и сделать ваш бульдозер наиболее рентабельным и приносящим максимальную прибыль.
Давайте задумаемся о том, как рассчитывается стоимость услуг бульдозера. К примеру, стоимость работ аренды экскаватора или погрузчика, по обыкновению в нашей стране, рассчитывается владельцами техники, как определенная ставка за час работы. Подобный же метод расчёта зачастую применяется и к цене работ бульдозера. Однако, если вдуматься, данный способ является не совсем правильным подходом для владельцев спецтехники, ибо в работе конкретно бульдозера важны не часы его работы, а количество передвинутого им материала за смену. Ведь именно для этих целей бульдозер и нужен. И тогда финансово правильным является подход - ставка за кубометр передвинутого материала, а не за час работы.
Почему вернее применять именно такой расчет? Как и в любом бизнесе, в работах спецтехники существует две заинтересованные стороны: владелец техники и заказчик ее услуг. Заказчику нужна техника с расчетом того, что она совершит за меньшее количество часов большее количество работы, а работа в данном случае – это передвижение бульдозером материала. И значит, заказчик будет ставить перед оператором бульдозера задачу работать производительнее, то есть перемещать большее количество материала как можно быстрее.
И тут возникает основная проблема, с которой очень часто сталкиваются владельцы бульдозера.
Далеко не все заказчики подобных услуг знают, что даже в заводских технических характеристиках бульдозера есть такой критерий как эффективность работы. У любого, даже очень крупного бульдозера расстояние эффективности не превышает 40-ка метров. То есть данной землеройной машиной эффективно перемещать материал на небольшое расстояние. В противном случае бульдозер «размажет» материал по площадке, не достигнув конечной цели перемещения.
К примеру, клиент хочет заказать в аренду бульдозер, говоря о том, что его задачей будет перемещение 50 кубометров грунта на расстояние 200 метров. В его понимании такую работу эффективно сделать именно с помощью бульдозера. На деле же выйдет, что бульдозер раскатает грунт по площадке, так и не переместив его в конечную цель. Подобную работу стоит делать с помощью экскаватора или погрузчика и самосвала, но никак не бульдозера. В данном случае применение иной техники будет целесообразным, эффективным и менее затратным.
Данный нюанс обязательно стоит озвучивать клиенту. Он должен осознавать, что, если не прислушается к вашему совету, то заплатит за многие часы работы бульдозера, при этом его эффективность будет крайне низка, если даже не окажется нулевой. Разумеется, владелец техники по настоянию клиента все же может сдать ему в аренду бульдозер, заработав при этом кругленькую сумму, ибо машина будет долго и нудно ездить по участку, по сути, делая вид, что совершает полезные действия. Однако заказчик результатом останется недоволен: материал не перемещен, при этом за часы эксплуатации придется заплатить.
Совет владельцам бульдозеров: если вы дорожите своими клиентами, старайтесь им пояснять, какую спецтехнику и при каких работах стоит использовать. В противном случае, вы можете потерять заказчика – недовольный клиент вряд ли прибегнет в последующем к вашим услугам, раз обжегшись.
Еще одной немаловажной проблемой, с которой сталкиваются собственники бульдозера – это дорожное покрытие, на котором спецтехника вынуждена работать. Самыми травмирующими покрытиями для ходовой части этой машины являются песок, бетон и асфальт. Эти твердые, абразивные материалы крайне губительны для самой дорогостоящей части бульдозера. Они разбивают «ходовую», быстро изнашивают и истирают ее, буквально как наждак. А ни для кого не секрет, что именно ремонт и восстановление ходовой бульдозера несет за собой непомерные материальные затраты, не сравнимые даже с ремонтом гидравлической системы и двигателя машины.
Если вы знаете, что клиент заказывает бульдозер для работ на песке, бетоне или асфальте, у вас есть два варианта защиты своей собственности и предотвращения незапланированных затрат: либо не берите подобный заказ, либо убеждайте клиента использовать иную, колесную технику. В противном случае, ваш бульдозер быстро окажется на ремонтной площадке, а все заработанные деньги вы отдадите за его восстановление. А основной целью собственника бульдозера есть и остается уменьшение эксплуатационных расходов на его владение, что повышает прибыльность этой машины. Ибо поломки в случае с большим бульдозером – это такие же большие материальные расходы на него и длительные простои.
То есть, главная задача владельца – это максимальное увеличение время безотказной работы и сокращение расходов на обслуживание и ремонт.
Эксперты считают, что подобную проблему можно решить только при тесном взаимодействии владельца бульдозера и его оператора.
Отсюда и вытекают 3 основных правила, увеличивающие время безотказной работы бульдозера.
1. Ходовая часть
Итак, нашей главной задачей является сокращение времени простоя бульдозера в связи с его поломкой. И не секрет, что именно ходовая часть этой машины наиболее уязвима и подвержена выходу из строя.
В своей статье мы уже писали о важности правильного подбора и эксплуатации гусениц, к которому возвращаться сейчас не будем.
Если же говорить о «ходовой» в целом, то в идеальном мире она должна изнашиваться равномерно. Однако, в реальной жизни все выглядит не так радужно. В гусеницах часто «летят» башмаки и пальцы, изнашиваются звенья, втулки и проушины. Разумеется, все эти детали можно заменить, но каждый подобный ремонт – это отвлечение техники от работы, простои, невероятно дорогая доставка машины на место ее ремонта, и значит потеря возможной прибыли. Дабы ваша ходовая могла бесперебойно работать длительный срок, не заливайте в бульдозер низкокачественную солярку и дешевые масла, не экономьте на запчастях, устанавливая на бульдозер ценою под сто тысяч долларов дешевые китайские подделки. Вы сэкономите копейки, а потеряете тысячи.
Так что в данном пункте совет будет звучать просто: хотите сделать ваш бульдозер более рентабельным, начните овладевать искусством правильного подбора гусениц. И не экономьте на горюче-смазочных материалах. В конечном итоге, спустя время машина ответит вам «взаимностью», принеся больше прибыли и меньше затрат.
2. Оператор и дизтопливо
Заработная плата оператору и расходы на дизтопливо являются, пожалуй, одними из самых затратных частей эксплуатационных расходов бульдозера.
Разумеется, на рынке труда существуют устоявшиеся ставки оплаты специалистов. При вашей попытке сократить расходы за счет высококвалифицированного персонала, вы добьетесь диаметрально противоположных результатов. Настоящий профессионал уйдет искать место, где его по достоинству оценят, а на низкую ставку к вам придет недобросовестный сотрудник, который не только не принесет прибыль, но и может вызвать массу неприятностей и потерь. Задумайтесь, пустили бы вы такого за руль своего личного автомобиля? А между тем, ваше авто в разы дешевле бульдозера. Хороший бульдозерист – это ас, оплата его труда не может стоить дешево. Так что хотелось бы настоятельно порекомендовать не прибегать к подобному способу минимизации расходов.
Но вы можете сделать так, чтобы каждый ваш сотрудник увеличил производительность труда. Вот это вам абсолютно по силам. Создавая благоприятные условия работы для квалифицированного персонала, вы, во-первых, абсолютно обоснованно сможете от него требовать бОльшей отдачи, во-вторых, автоматически увеличите его производительность. То есть вы можете сделать так, что оператор бульдозера или менеджер, предлагающий услуги вашей техники заказчику, смогут совершать большее количество работы за ту же зарплату.
Теперь о том, как расходуется топливо. Хотелось бы отметить, что не всегда большой расход топлива – это потери. Иногда это прекрасный индикатор количества совершенной работы бульдозером. Ибо чем больше бульдозер переместил материала, тем больше он «съел» солярки. Хороший оператор тратит меньше времени на холостую работу двигателя и бессмысленное перемещение по стройплощадке, и больше на само совершение работы, для которой его и наняли.
Такой оператор может сэкономить вам от 10% до 20% затрат на топливо. Подобная экономия за месяц будет весьма ощутимой. Также качественно хороший оператор сможет позаботиться и о правильной эксплуатации ходовой части бульдозера, что в свою очередь опять же принесет уменьшение незапланированных затрат.
А вот обеспечение удобства оператору машины – тот фактор, который дает возможность повысить его производительность. Эргономичная кабина, ее нормальное отопление и кондиционирование, удобная рабочая одежда - это то, что позволяет оператору не отвлекаться на обогрев себя, на совершение лишних телодвижений или покидание кабины, дабы охладиться в тени в очень жаркую погоду. Все эти «выбегания за водичкой в соседний ларек» отнимают массу полезного времени. Сэкономив изначально на удобстве оператора, в конечном итоге вы теряете больше. Вдумайтесь, если бы это не имело такого значения, зачем бы ведущие производители строительной и дорожной техники настолько «морочились» над созданием эргономичности и комфортности операторских кабин? Уж поверьте, если бы у «буржуйских» строительных контор не было спроса на подобный «уют», никто бы им не оснащал технику.
Отличие нашего, еще пока «совкового» подхода, от западного и европейского отношения к работе заключается, прежде всего, в том, что мы часто экономим на мелочах, не обращая внимания на комфорт сотрудника, а в итоге теряем больше. Многочисленные же финансовые и маркетинговые отделы зарубежных контор давно вывели закономерность: удовлетворенный сотрудник приносит больше прибыли, комфортное рабочее место – это увеличение его производительности.
Также не забывайте и о пристальном контроле над сотрудниками: человеческом и техническом. Человек уж так устроен, что бесконтрольность порождает у него расхлябанность, что приводит к авариям, нарушению техники безопасности и поломкам.
Даже незначительное несоблюдение правил техники безопасности может привести к аварийным ситуациям, что выведет ваш бульдозер надолго из строя. Истории многочисленных аварий и инцидентов на стройплощадках тому свидетельство.
И не забывайте о GPS. Эти системы управления машиной подскажут, что в определенный момент делает ваша техника – совершает полезную работу или тратит ваши деньги.
Так что этот пункт посвящен совету: берегите свой квалифицированный персонал, не экономьте на нем, на комфорте и безопасности его работы. Но пристально следите за качеством выполняемых им работ и повышайте всеми доступными способами его производительность.
3. Техническое обслуживание и погодные условия
Довольно вредным советом стало бы утверждение, что на техническом обслуживании бульдозера стоит экономить. Используя некачественные, более дешевые запчасти вы сократите срок бесперебойной работы бульдозера. Увеличив срок между обслуживанием техники, вы вызовете лишь больший износ узлов и агрегатов, что в свою очередь приведет к выходу из строя связанных с ними запчастей. Результатом станет большее итоговое вложение во время очередного обслуживания.
Напротив, наша цель сократить срок беспроблемной работы бульдозера и лучшим способом ее достижения на сегодняшний день является предварительная диагностика. Этой функцией оснащаются, естественно, только современные образцы спецтехники, выпущенные ведущими западными и японскими производителями. Все счастливцы, владеющие подобной техникой в Украине, могут с уверенностью сказать, что данный способ диагностики является очень удобным и экономичным, ибо он заранее предупреждает оператора об износе и грядущих поломках запчастей. Можно посоветовать всем, кто готов сейчас раскошелиться на покупку современной строительной и дорожной техники, приобретать модели бульдозеров, оснащенные данной функцией.
Но «вернемся на землю»: сегодняшние реалии Украины и игроков строительного бизнеса таковы, что «не до жиру, быть бы живу». Большинство нашей работающей техники – это машины, не оснащенные такой удивительной функцией как предварительная диагностика, и значит, нам придется полагаться не на точную автоматику, а только на самих себя. Вернее, опять таки на опытных операторов, способных на звук, запах или иные органы чувств предвосхищать поломки, устранять их самостоятельно и сообщать об этом руководству. Или на высококвалифицированных инженеров и механиков, умеющих верно ставить «диагноз» технике и предвидеть «сколько пройдет» тот или иной узел и агрегат. Здесь, как и в пункте 2, стоит беречь кадры, доверять им и прислушиваться к советам специалистов. Наша чрезмерная «уверенность в собственных силах» иногда играет с нами злую роль, убеждая, что ничего плохого не случится. И когда какая-то запчасть уже вышла из строя, поздно вспоминать, что механик или оператор советовал ее еще месяц назад заменить. Вовремя сделанная замена агрегата или крошечного болта может помочь не потерять хороший заказ, а это и есть ваша потенциальная прибыль.
Отдельно хочется остановиться и на условиях работы бульдозера. Бульдозер, конечно, машина выносливая, «бык» строительной площадки, но и он не любит излишней влаги.
Казалось бы, такой совершенно безобидный фактор, как влажность перемещаемого материала и грунта, по которому передвигается бульдозер, может оказывать влияние на срок службы его ходовой части, и значит увеличивать эксплуатационные расходы на владение им.
Мокрая почва налипает на ходовую часть машины, забивая собою звездочки и гусеницы в целом. А чем больше забиты гусеницы, тем большую мощность приходится использовать оператору, что в свою очередь приводит к увеличению расхода топлива. К тому же, специалисты компании Caterpillar установили, что работа бульдозера с мокрым материалом приводит к быстрейшему износу ходовой части бульдозера, сокращая часы его бесперебойной работы на целых 33%. Делайте соответствующие выводы: в «мокрый сезон» ваш бульдозер вам обходится явно дороже, и значит, по возможности учитывайте данный фактор в стоимость работ.
Еще несколько дополнительных советов по снижению эксплуатационных расходов вашего бульдозера:
- Не выполняйте слепо просьбу заказчика о предоставлении ему конкретного бульдозера. Поинтересуйтесь тем, с какой целью он заказывает услуги, какие конкретно работы бульдозеру нужно будет выполнять. Может статься, что заказчик нуждается совершенно в иной технике или в бульдозере другой весовой категории;
- Поддерживайте оптимальное натяжение гусениц бульдозера;
- Используйте нужную ширину башмаков;
- Не передвигайтесь на бульдозере по стройплощадке с высокой скоростью;
- Не экономьте на важном: используйте правильно подобранные масла, топливо и запчасти.