Ученые из CIRSFID (Центра исследований в области истории права, философии и социологии Университета Болоньи, Италия) считают, что изобрели метод решения дилеммы, чьи жизни должно сохранять беспилотное транспортное средство в случае аварии – своих пассажиров или других участников движения (водителей и пешеходов).
По мнению исследователей, автономный транспорт просто нужно оснащать так называемым «тумблером этики» - устройством, обладающим тремя режимами: полного альтруизма, эгоизма или беспристрастности.
Это старая этическая дилемма, которая с появлением беспилотных автомобилей только усложнилась - перед лицом неизбежной катастрофы вы предпочли бы пожертвовать своей жизнью ради спасения других людей или выбрали бы себя и своих пассажиров?
Недавние исследования показали, что большинство людей в решении такого сложного вопроса хотели, чтобы беспилотники минимизировали возможный вред от аварий, но, при этом, они сказали, что не сядут за руль автомобиля, который в любой ситуации принесет водителя в жертву, дабы спасти пешеходов.
Однако, с устройством, изобретенным итальянскими учеными, эта проблема может решаться по-разному, в зависимости от выбранной водителем беспилотника настройки.
К примеру, режим «полный альтруизм» дает возможность автономному транспортному средству всегда в авариях дороже всего оценивать жизнь третьих лиц, а значит, в данном случае выбор идет не в пользу водителя.
Режим «эгоист» означает, что автомобиль сделает все, чтобы спасти именно вашу жизнь, и жизнь ваших пассажиров.
Беспристрастный режим одинаково оценит спасение водителя и других участников движения.
По мнению исследователей, применение такого «трехстороннего метода» будет означать, что первоначальный выбор приоритетов будет принадлежать не бездушной машине, а человеку. В зависимости от обстоятельств, водитель сможет сам настраивать свою машину. К примеру, наверняка, если вы будете везти свою семью, вы предпочтете выбрать «режим эгоиста». Он будет полезен и в том случае, если, например, грузовое транспортное средство осуществляет перевозку особо опасных грузов, и авария с ними сможет привести к большим жертвам и массированному загрязнению окружающей среды. В случае же, если вам вдруг захотелось проехать с ветерком по трассе, дабы снять напряжение и почувствовать вкус скорости, в этом случае будет предпочтителен «режим альтруизма». В остальных условиях обычных перевозок и осуществления городских поездок, наверняка, самым разумным окажется выбор в пользу «режима беспристрастности».
«Автомобиль будет использовать заданную вами информацию для расчета своих последующих действий, с учетом выбора, чьи жизни предпочтительней сохранять» - поясняют изобретатели.
«В случае с пилотируемыми автомобилями, в ситуации, когда закон не может навязать устройству выбор между жизнями, имеющими для общества одинаковую ценность, этот процесс будет переложен на водителя. То есть, он останется таким же, как в случае использования обычного, не беспилотного, транспорта».