Часть третья
Этой публикацией мы продолжаем знакомить вас с инженерными войсками разных стран мира. Настала очередь и Германии, инженерный корпус которой именуется сложным, но довольно понятным словом Pioniertruppe, что, по сути, переводится как войска, следующие впереди (пионеры). И данное название не случайно, ибо своим смыслом передает основные цели, стоящие перед этим родом войск Бундесвера: обеспечение мобильности собственных войск и вмешательство в передвижение вражеских с помощью технических средств. Помимо этих, исключительно милитаристских задач, Pioniertruppe призван помогать населению в случае техногенных катастроф и стихийных бедствий.
Отличительный знак иженерных войск Германии
Для этого корпус оснащается всем необходимым оборудованием и спецтехникой, позволяющей ему строить на месте военные мосты через водные потоки и гористые рельефы местности, очищать дороги от завалов, баррикад и взрывных устройств, ликвидировать последствия стихийных бедствий и техногенных катастроф.
И конечно, инженерные войска Германии строят казармы, полевые лагеря, взлетно-посадочные полосы, аэродромы, склады и стоянки, а также обеспечивают немецкие войска медицинским обслуживанием, питанием и топливом.
Этот род войск появился в послевоенной Германии в 50-е годы прошлого столетия. Их первой и основной задачей была прокладка и обслуживание топливных трубопроводов войск НАТО. А вот вспомогательные задачи по ликвидации последствий стихийных бедствий появились чуть позже. Впервые свои возможности немецкий корпус Pioniertruppe продемонстрировал в 1962 году, когда помогал населению прибрежного Гамбурга, затопленного водами Северного моря.
Нашивки инженерных войск Германии
В соответствии с разницей в предназначении, инженерный корпус Бундесвера делится на:
- танковые механизированные батальоны – Хольцминден, Минден, Боген, Гера, Хавельберг;
- батальоны, обеспечивающие деятельность воздушно-десантных войск – Саарлуис и Зеедольф;
- горно-инженерные батальоны - Ингольштадт.
Существуют специальные подразделения, которые занимаются созданием шахт и полевых укреплений, хранением и доставкой воды, прокладкой труб и систем коммуникаций, созданием паромных переправ и строительством железнодорожных путей.
И, разумеется, германские инженеры имеют в своем распоряжении великолепную спецтехнику, сделанную по канонам известного на весь мир немецкого качества.
Faltstraße
Faltstraße – это удивительная машина немецких инженерных войск, аналогов которой нет в других армиях. Название этой техники дословно переводится, как складная улица, чем, по сути, и является эта машина.
Раскладывая за 10 минут алюминиевую дорогу на песчаный или болотистый грунт, она, словно ледокол в океане, дает возможность продвигаться иным автотранспортным средствам за собой. И управляет этим процессом экипаж всего из 2-х человек.
Складная дорога длиною 50 и шириною 4,2 метра состоит из 18 подвижных сегментов, каждый из которых сделан из множества соединенных шестиугольных алюминиевых пластин.
Крепления между пластинами являются не жесткими, что позволяет искусственной дороге адаптироваться к рельефу грунта. Базовым автомобилем для Faltstraße служит 15-тонный дизельный внедорожник MAN gl, вместо кузова которого прикреплено 11-тонное размоточно-укладочное устройство.
Автомобиль оснащен шестицилиндровым двигателем модели MAN D 2866 LF мощностью 400 л.с., а сегменты дороги могут укладываться как один за другим, так и рядом друг с другом.
Эта спецтехника была разработана немецкой компанией Linke-Hofmann-Busch из Зальцгиттера. Впервые ее прототип был показан в 1985 году, а в серийное производство она поступила в 1988-м.
M3 Amphibious Rig
M3 Amphibious Rig – это машина-амфибия, трансформирующаяся на месте в мост или паромную переправу, с помощью которой через водный поток может переплавляться не только пехота, но и тяжелая бронированная техника весом до 63,5 тонн.
Таким образом, амфибия М3 способна через себя пропускать такое тяжелое вооружение, как танк Leopard 2A6, танк Challenger 2, танк Leclerc и даже 61-тонный M1A2 Abrams.
Это транспортное средство c автоматической системой контроля давления в шинах, установлено на 4-колесном полноприводном шасси 7-тонного грузовика LKW.
Все его колеса являются полноповоротными, и имеют способность убираться внутрь для упрощения транспортировки техники на железнодорожном и авиационном транспорте.
Заезжая в воду, амфибия способна сама себя собирать с помощью системы поплавков и гидравлического крана, в результате формируя понтон, который при необходимости может служить, как мостом, так и плавучим паромом.
И, кстати, армия Бундесвер – это единственная армия в немецкоязычных странах, которая такую машину поставила на вооружение. Помимо Германии, M3 Amphibious Rig успешно используют инженерные войска Великобритании, Сингапура, Тайваня и Бразилии.
Основные грузовые части амфибии M3 состоят из алюминия. На ее главном корпусе находится кабина, гидравлический кран и пост управления. Также она несет на себе восьмицилиндровый четырехтактный дизельный двигатель KHD DF8L513C мощностью 360 л.с., позволяющий спецтехнике передвигаться по земле со скоростью 80 км/ч, а на воде развивать скорость до 20 км/ч.
Спецтехника разработана немецкой компанией Eisenwerke Kaiserslautern в 1992 году, и была запущена в серийное производство в 1994-м.
Pionierpanzer 2A1 Dachs (Инженерный танк Барсук)
Эта спецтехника, прозванная Барсуком, является в немецкой армии вспомогательной инженерной машиной, сделанной на базе известного танка Leopard 1.
Он и по факту остается 43-тонным танком, просто снабженным огромной гидравлической экскаваторной стрелой и мощным бульдозерным отвалом. Его основными задачами являются освобождение дорог от завалов, очистка площадей, создание окопов и траншей, а также проведение любых строительных работ, где требуется мощная грузовая спецтехника. Эта машина используется не только танковыми механизированными батальонами Германии, но и инженерными войсками Канады и Чили, где именуется иначе.
Создателем этого бронированного экскаватора-бульдозера стала немецкая компания Maschinenbau Kiel, получившая в 1990 году от германского правительства заказ на постройку 140 единиц этой техники на общую сумму 190 миллионов немецких марок.
Экипаж машины состоит из трех человек: водителя, командира и его помощника. Силовой установкой танку служит 10-цилиндровый многотопливный (то есть двигатель, способный работать на разных видах топлива) двигатель MTU MB 838 CAM-500 мощностью 830 л.с. Он позволяет машине развивать скорость на пересеченной местности до 45 км/ч.
Любопытно, но авторы танка озадачились даже проблемой расхода топлива, доведя экономичность машины до 280 литров на 100 км, что для техники такого класса является весьма недурственным результатом.
Ну, а основным рабочим органом – экскаваторным ковшом объемом 0,6 м3 (или 1,1 м3), разумеется, управляет гидравлическая система, однако не простая, а усиленная – в ней три независимых гидравлических цилиндра могут работать одновременно, выдавая на гора рабочее давление до 300 бар. Особенностью этой машины является и ее способность работать под водой на глубине до 4 метров. При этом скорость течения водного потока и его загрязненность не имеют для машины никакого значения. Для этого перед началом работы экипаж проводит специальную подготовку двигателя и шасси танка, герметизируя определенные агрегаты и узлы. А управление телескопической стрелой и ковшом экскаватора осуществляется с берега с помощью дистанционного управления или из специальной надводной башни.
Можно Барсука использовать и в качестве крана, способного поднимать до 7,8 тонн груза при выдвижении стрелы не более, чем на 4 метра. Для удобства проведения такелажных работ, в канадском варианте этой спецтехники на экскаваторной стреле существует специальная лестница. А о том, что машина перегружена, оператору сообщит особая система датчиков, блокирующая работу стрелы во избежание повреждения дорогостоящих систем и узлов.
Также Pionierpanzer 2A1 Dachs оборудован специальным режущим и сварочным оборудованием, позволяющим его экипажу демонтировать железнодорожные пути, разрушать металлические конструкции и проводить по месту необходимые ремонтные сварочные работы.
Для защиты танк оборудован 35-миллиметровой броней, двумя дымовыми гранатометами и пулеметом MG3.
Keiler (Инженерная машина для разминирования Кабан)
Саперная машина, называемая в Бундесвере Кабаном, является техническим средством очистки полей и дорог от взрывных устройств, и находится на вооружении танковых механизированных батальонов немецких вооруженных сил.
Сделанный на базе 53-тонного танка M48 Patton, Кабан способен с помощью своего поворотного гидравлического рабочего органа, похожего по форме на сельскохозяйственный кулитиватор и большой саперной лопаты, закрепленной спереди, проводить деактивацию всех известных типов тактических и контактных мин, в том числе пехотных и противотанковых. Для этого он опускает свой крутящийся по оси, в сторону «от машины», рабочий орган на землю, вспахивая им грунт на ширину 4,7 метров и глубину до 0,25 метров, инициируя, таким образом, их срабатывание. Скорость операции разминирования Кабана, которая зависит от типа почвы, составляет от 0,5 км/ч до 4,5 км/ч.
По мере разминирования, автоматическая система машины расставляет за собой особые метки, свидетельствующие об окончании саперных работ.
Эффективность Кабана, которая составила 98%, была подтверждена во время миссий ООН в Сомали и Сараево. Однако, как выяснилось, в связи с принципом разброса взрывных устройств на некоторое расстояние от машины, ее можно использовать только в том случае, если за Кабаном не движется иная военная техника.
Мобильные бронированные краны Liebherr FKL и FKM
Как и любая крупная строительная компания с большим автопарком, Бундесвер имеет в своем распоряжении специальные транспортные средства для подъема грузов и спасения иной техники.
Когда в 1991 году армия Германия объявила тендер на выбор поставщика грузоподъемных машин, никто не сомневался, что победителем окажется известный на весь мир гигант-производитель кранов, компания Liebherr. Перед ней была поставлена задача произвести на свет три класса бронированных кранов, которые армия могла бы использовать, как на поле боя, так и в спасательных операциях. При этом, предполагалось, что легкие 10-тонные краны должны были бы иметь мощность, обеспечивающую грузоподъемной технике способность поднимать минимум башню тяжелого танка Leopard 2, и являться техникой с высокой проходимостью. Так был подписан один из самых крупных в истории германской армии контрактов на закупку 1500 мобильных бронированных автокранов.
Сейчас на вооружении у инженерных войск Германии находится две модели мобильных кранов – FKM и FKL.
Военный кран Liebherr FKM
Модель FKL (у Бундесвера почти 200 таких машин на вооружении) оснащена 8-цилиндровым четырехтактным дизельным двигателем Deutz мощностью 256 л.с. (с 188 кВт), а модель FKM (их у армии почти 300 штук) – 10-цилиндровым 318-сильным движком, который позволяет машине развивать скорость до 75 км/ч.
Оба автокраны оснащены большим количеством навесного оборудования, в том числе уникальным буксирным устройством, позволяющим с легкостью поднимать даже самые тяжелые и объемные грузы.