Мы продолжаем вас знакомить с любопытными фактами о такой знакомой нам спецтехнике, как строительный кран. Рассказав немного исторических фактов, теперь наступила очередь поведать вам и о самых необычных моделях строительных кранов, конструкции, истории и предназначения которых поражают воображение.
Кран - это, пожалуй, одна из самых востребованных в наше время строительных машин, встретить которую можно практически в любом уголке планеты. Сравнительно простой принцип работы, универсальность и легкость в обслуживании, сделали применение крана повсеместным, а саму технику незаменимой. Во множестве отраслей, будь то металлургия, оптовая и розничная торговля, горнодобывающая промышленность и строительство кран может выполнять множество работ, выручая человека в нелегком деле поднятия всевозможных грузов.
Однако, невзирая на то, что вам эта техника кажется абсолютно знакомой, есть такие краны, о которых вы, вполне вероятно, никогда и не слышали.
Самый большой в мире козловой кран стоимостью в 1 доллар
Самый большой в мире козловой кран был построен в 1973 году корейской компанией Hyundai Heavy Industries для верфей Kockums, что находятся в третьем по величине городе Швейцарии - Мальме. Впоследствии в историю этот кран и войдет под названием Kockums кран.
Его высота равнялась 138 метрам, и он мог поднимать грузы весом до полутора тысяч тонн. Этот гигант, разумеется, имел и свои железнодорожные пути, по которым передвигался. Ширина его рельсов равнялась огромным 175 метрам, а длина в 710 метров позволяла строительной машине колесить по большей части порта. Кран-исполин был занят, в основном, на постройке больших кораблей, и за свою историю он поучаствовал в создании 75 морских судов.
В 1994 году кран попытались продать датской строительной компании Burmeister & Wain, но прежде чем его успели переместить на новое место дислокации, компания-покупатель обанкротилась, и кран остался стоять в Мальме. Последний раз он поднимал свои грузы в 1997 году, участвуя в постройке 8-километрового моста Øresund Bridge (мост Эресунн), соединяющего Швейцарию и Данию. Вплоть до лета 2002 года Kockums кран уже только простаивал и ржавел, и вскоре его вынуждены были демонтировать, продав производителю – компании Hyundai Heavy Industries всего за 1 доллар США.
Многие жители Мальмы пришли проститься со своим символом города, на их глазах стояли слезы, когда некогда величественный исполин – король верфи уезжал в неизвестном направлении на переплавку.
Самый большой и мощный автомобильный кран в мире
На сегодняшний день самым большим автомобильным краном в мире является кран Liebherr LTM 11200-0.1, впервые его показали публике в 2007 году на выставке Bauma- 2007.
Этот гигант огромен, но является самоходной техникой благодаря 9-осной колесной базе. А его 8-секционная телескопическая стрела способна поднимать до 1330 тонн груза, выдвигаясь на максимальную высоту 170 метров. Кран питается от 16-литрового двигателя D9508 мощностью 680 лошадиных сил с 1100—1500 об./мин, и передвигается на 18 колесах (колёсная формула — 18×8/18), при том, что полная масса этого мастодонта равна 108 тоннам.
Этот большой мобильный кран в основном используется в строительстве ветровых турбин, но иногда даже с такой тяжелой техникой происходят казусы.
К примеру, в 2010 году при монтаже ветротурбин в Германии ветер чуть не обрушил кран на землю. Из-за резкого порыва воздушных масс ротор ветрогенератора сорвался и утянул за собою стрелу крана, в результате чего она обрушилась на землю, зацепив и операторскую кабину. На счастье, никто не пострадал, а сам кран при этом пошатнулся, но устоял, продемонстрировав невероятную устойчивость.
Кран-гостиница
Некоторым кранам люди не дают умереть, предоставляя второй шанс на жизнь. Отслужив верой и правдой десятки лет как строительная техника, они превращаются в жилые объекты, необычные, элегантные и дорогие. К примеру, датский портовый кран Харлинген Харбор после того, как его перестали эксплуатировать по прямому назначению, превратился в элитный отель.
Это не единственный кран в мире, ставший отелем. Раньше мы уже писали о портовом кране № 13, расположенном на старых верфях в Амстердаме, который креативные дизайнеры переоборудовали в отель Faralda. Однако, в отличие от крана № 13, кран Харлинген Харбор не перестал быть действующим, а может также, как и прежде, крутить своей башней и двигать стрелой. Этот кран с помощью своей 45-метровой стрелы некогда разгружал с морских судов древесину, прибывающую из России в страны Скандинавии. Приступив к работе в 1967 году, он неустанно трудился вплоть до конца 1996 года. Однако, затем был списан, со временем превратившись в кран-отель, названный его хозяевами «Пауком». На сегодняшний день рыночная стоимость этого отеля достигает 17 млн. долларов. Чтобы провести на нем ночь вдвоем, желающие платят 319 евро за единственный гостиничный номер , при этом имея возможность подниматься на платформу крана, любоваться невероятно красивыми панорамными видами, и диктовать оператору технику, куда повернуть башню.
Отель «Паук» является одной из самых известных достопримечательностей города Харлинген в Голландии. Он никогда не простаивает без дела, а влюбленных парочек, желающих в нем провести сутки, всегда хоть отбавляй.
Космические краны
Впрочем, пожалуй, самыми загадочными, мало кому известными и необычными кранами в мире являются краны-манипуляторы Canadarm, используемые NASA в космосе.
Краны-манипуляторы Canadarm были разработаны и созданы канадской компанией, и соответственно они принадлежат и обслуживаются исключительно Канадским космическим агентством. На сегодняшний день существует уже две модификации таких кранов – Canadarm и Canadarm2, последний, в частности, сейчас трудится на борту МКС (международной космической станции), поначалу участвуя в ее постройке.
По сути, кран-манипулятор Canadarm представляет собой гигантскую, очень гибкую и подвижную механическую руку, которой управляет человек. Ее размеры и конструкция постоянно видоизменяются в связи с тем, что сама МКС растет и расширяется. Поэтому сейчас космическому крану-манипулятору приходится уметь доставать своей «рукой» даже до самых отдаленных частей станции.
В зависимости от того, какую задачу выполняет Canadarm2, он может развивать довольно приличную для безвоздушного пространства скорость. При осуществлении разгрузочно-погрузочных работ внутри МКС он способен двигаться со скоростью 37 см в секунду. При работе в безвоздушном пространстве скорость его работы составляет 15 см в секунду. А проводя работу по сборке частей МКС или помогая в состыковке челнока, он, конечно, значительно замедляется, иногда преодолевая не более 2 см в секунду.
Вам может показаться, что это крайне медленное осуществление работ для крана-манипулятора, но учтите, что Canadarm2 - большая машина. Его длина «руки» на полном разгибании составляет 17,6 м, весит манипулятор 1800 кг, а способность поднимать грузы поистине невероятная - до 116 тонн. Конструкция крана Canadarm2 защищена 19-ю слоями высокопрочного, термостойкого углеродного волокна под названием термопластик. Манипулятор имеет датчики силы/движения, которые призваны передавать человеку возможность как-бы «осязать» процесс работы, а самой техникой можно управлять как дистанционно, так и вручную.
Это очень сложная и прочная техника, конструкция которой серьезно отличается от своих наземных собратьев. Такие краны-манипуляторы работают на космических станциях Space Shuttle, осуществляя перемещение грузов в безвоздушном пространстве, и пока являются единственными в своем роде подобными механизмами, способными заменить труд человека в космосе.
Источником питания для крана является электричество, вырабатываемое МКС. Сам же Canadarm2 не установлен стационарно, и может быть перемещен в любую необходимую точку станции, фактически включаясь в специальную электророзетку, коих на МКС множество. Особым отличием космических кранов от наземных является их невероятно высокая точность работы, ибо зачастую в космосе даже доли миллиметров могут иметь решающее значение для жизни человека и многомиллиардной техники, висящей в вакууме.